Детская тугоухость. Эпидемиология нарушений слуха у детей.
За последние годы наметилась тенденция к росту числа больных с нарушениями слуха. Число таких больных в Российской Федерации превышает 12 млн. Особенно настораживает положение с контингентом детей и подростков, среди которых число больных с тугоухостью и глухотой превышает 600 тыс.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) учредила специальную программу, направленную на радикальную борьбу с наиболее распространенными в современном мире нарушениями, в том числе и с нарушениями слуха. Целью программы является оценка перспектив в отношении помощи лицам, страдающим тугоухостью и глухотой, и сокращение числа новых пациентов с данной патологией.
Ежегодно в России проводятся профилактические осмотры для выявления нарушений слуха (тугоухости) у детей и подростков.
При анализе структуры заболеваний органа слуха, по данным регионов России, в 1991-92 гг. преобладала сенсоневральная форма тугоухости (72,6%); кондуктивная форма тугоухости была диагностирована у 13,3% и смешанная — у 14,1% больных. В последующие годы картина изменилась за счет увеличения количества детей с кондуктивными и смешанными формами тугоухости. Так в 2001 г. среди детей, взятых на учет в специализированные кабинеты, сенсоневральная тугоухость диагностирована в 38,0%, кондуктивная — в 52,0% и смешанная — в 10,0% случаев. Эти изменения произошли не за счет уменьшения количества детей с сенсо-невральной тугоухостью. Они связаны, с одной стороны, с улучшением качества диагностики экссудативного среднего отита, а с другой стороны, с поздней диагностикой и нерациональным лечением детей с острым средним отитом, что приводит нередко к развитию хронического среднего отита и стойкой тугоухости.
Частой причиной тугоухости (ее развития) является наличие аденоидов и воспалительных изменений в верхних дыхательных путях, требующих своевременного хирургического вмешательства. Кроме того, нужно отметить, что во многих регионах не проводится адекватное и рациональное лечение экссудативного среднего отита, что приводит к развитию адгезивного среднего отита и также к стойкой тугоухости. Сравнительно небольшой процент среди причин развития тугоухости в кондуктивной и смешанной формах обусловлен врожденными пороками развития уха. Предотвращение и своевременное лечение кондуктивной и смешанной форм тугоухости имеет огромное социальное значение, так как даже небольшая степень кондуктивной тугоухости оказывает существенное влияние на интеллектуальное и языковое развитие ребенка. У школьников даже слабые потери слуха могут помешать им получить полное академическое образование.
Как правило, в сурдологопедические кабинеты не берутся на учет дети с односторонними и слабыми потерями слуха. Однако эти дети составляют группу риска и требуют систематического наблюдения. Ранее считалось, что односторонняя тугоухость не является отклонением от нормы. Исследования последних лет показали, что односторонняя тугоухость оказывает серьезное влияние на способность ребенка к обучению, общению и поведению в классе. Таким образом, дети со слабыми потерями слуха и односторонней тугоухостью (глухотой) должны состоять на учете в сурдологопедических кабинетах и получать необходимую им коррекционную помощь.
При выяснении этиологического фактора, приведшего к развитию тугоухости и глухоты, следует учитывать все возможные причины. По данным регионов России, в 2001 г. у 50,2% больных причиной снижения (потери) слуха были различные факторы, влияющие на плод в анте-, интра-, нео- и перинатальном периодах. Среди указанных причин наибольший удельный вес занимает патология беременности (токсикозы I — II половины) и инфекционные болезни матери во время беременности (краснуха, грипп, вирусный гепатит, цитомегаловирус). Нужно отметить, что в последние годы в России начали проводить вакцинацию детей от краснухи и гепатита В.
Обращает на себя внимание большой процент детей с недоношенностью, перенесших асфиксию в родах и родовую травму.
У детей с устойчивой врожденной инфекцией (краснуха, цитомегаловирус) часто нарушен клеточный иммунитет, что повышает предрасположенность к стойкому экссудативному отиту. У детей с осложненным перинатальным периодом отмечается дефицит поверхностно-активного вещества (сурфактанта) и дефицит и незрелость иммунной системы, что, в свою очередь, создает их предрасположенность к инфекционным заболеваниям. Сочетание этих трех факторов ведет к угнетению или нарушению мукоцилиарной функции в среднем ухе, в том числе евстахиевой трубе, что является главным патофизиологическим фактором, повышающим предрасположенность к развитию экссудативного среднего отита у детей.
До настоящего времени частой причиной частичной потери слуха является применение медикаментозных препаратов с ототоксическим действием (антибиотики аминогликозидного ряда, фуросемид, хинин и др.). Другой часто встречающейся цепочкой причинных связей, приводящих к снижению слуха, являются патологические роды или недоношенность плода, развивающаяся пневмония у ребенка и назначение ему антибиотиков с ототоксическим действием.
Профилактика тугоухости и слуховые аппараты.
Применение вышеуказанных антибиотиков должно быть ограничено витальными (жизненными) показаниями и сопровождаться адекватной перфузионной терапией. Нередко возникновение глухоты наблюдается у детей, перенесших эпидемический менингит, леченный антибиотиками аминогликозидного ряда.
Таким образом, нарушения слуха поддаются профилактике, а устранение указанных причин привело бы к значительному снижению числа детей с тугоухостью и глухотой. По данным ВОЗ, в половине случаев тугоухость можно было бы предотвратить самыми простыми средствами. Эти данные приведены в таблицах.
Таблица 1. Основные причины предотвращаемой тугоухости в антенатальном (дородовом) периоде:
Причина | Способ решения проблемы |
Краснуха | Вакцинация |
Метаболические нарушения | Правильное питание |
Препараты с ототоксическим действием | Избегать использования препаратов либо правильно их применять |
Таблица 2. Основные причины предотвращаемой тугоухости в перинатальном (родовом) и неонатапьном (послеродовом) периодах:
Причина | Способ решения проблемы |
Родовая травма — аноксия | Совершенствование акушерской помощи |
Желтуха (гемолитическая) | Предварительное определение Rh-фактора и адекватные мероприятия |
Препараты с ототоксическим действием | Избегать использования препаратов либо правильно их применять |
Таблица 3. Основные причины предотвращаемой тугоухости в детском и юношеском возрасте:
Причина | Способ решения проблемы |
Средний отит | Правильное лечение респираторных заболеваний, хорошие жилищные условия, соблюдение правил гигиены |
Инфекционные болезни (менингит, корь, паротит) | Вакцинация |
Травма шейного отдела позвоночника и головы | Законодательство, средства индивидуальной защиты |
Препараты с ототоксическим действием | Избегать использования препаратов либо правильно их применять |
Первые годы жизни ребенка во многих аспектах являются критическими для развития речи, познавательных и социально-эмоциональных навыков, что обусловливает первостепенную значимость раннего выявления нарушений слуха. Несвоевременное выявление нарушений слуха у детей первого года жизни ведет к развитию глухонемоты и, как следствие, к инвалидизации детей.
Врач-неонатолог родильного дома, отделения патологии новорожденных и выхаживания недоношенных на основании наличия хотя бы одного из факторов Новорожденных, угрожаемых по факторам риска по тугоухости и глухоте, необходимо брать на диспансерное наблюдение в детской поликлинике по месту жительства, при этом участковый педиатр должен учитывать данные ответа родителей ребенка на анкету-вопросник, отражающий нормальные реакции младенцев на звуки.
Кроме того, врач-педиатр должен проводить обследование детей, угрожаемых по факторам риска, звукореактотестом (ЗРТ-01). При подозрении на снижение слуха ребенка направляют на аудиологическое обследование в республиканский (краевой, областной, городской) сурдологопедический центр (кабинет). В специализированных кабинетах проводится полное аудиологическое обследование этих детей. При выявлении снижения слуха ребенок берется на диспансерный учет и начинается адекватная медицинская и сурдопедагогическая реабилитация.
Однако, выявление тугоухости лишь по факторам риска у новорожденных обеспечивает выявление нарушений слуха только у 50% детей с тугоухостью и глухотой. В связи с этим крайне желательно проведение поведенческого скрининга у всех детей первого года жизни.
Разработанная схема ранней диагностики нарушений слуха у детей полностью соответствует аналогичной схеме в рамках Программы профилактики глухоты и нарушений слуха, предлагаемой Всемирной организацией здравоохранения.
Таким образом, совершенно необходимо внедрять раннее (с первых месяцев жизни) выявление и реабилитацию нарушений слуха у детей как при двусторонней, так и при односторонней тугоухости; как при сенсоневральной, смешанной, так и при кондуктивной тугоухости; как при тяжелой тугоухости и глухоте, так и при слабой и умеренной.
Симптомы тугоухости.
Снижение слуха у детей могут обнаружить и сами родители. Необходимо лишь быть внимательными к своему ребенку и при подозрении на тугоухость обратиться к врачу. Слух можно проверить даже у младенца. Если ребенок не поворачивает голову в сторону источника звука, не проявляет других реакций на звуки, это повод обратиться к сурдологу, так как отсутствие реакции на звук может являться симптомом тугоухости (нарушений слуха).
К факторам риска по тугоухости и глухоте относятся:
- инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирус, герпес, токсоплазмоз);
- токсикозы беременности;
- асфиксия плода;
- внутричерепная родовая травма;
- гипербилирубинемия (более 20 ммоль/л);
- гемолитическая болезнь новорожденного;
- масса тела при рождении менее 1500 г ;
- недоношенность;
- применение препаратов с ототоксическим действием (антибиотики аминогликозидного ряда — стрептомицин, мономицин, канамицин, гентамицин, амикацин, тобрамицин и др.; диуретики петли — фуросемид и т. п.; аспирин, хинин), назначавшихся матери во время беременности или ребенку;
- гестационный возраст более 40 недель;
- наследственные заболевания у родственников, сопровождающиеся поражением слухового анализатора;
- патология челюстно-лицевого скелета у новорожденного;
- проведение интенсивной терапии ребенку после рождения: искусственная вентиляция легких, длящаяся 5 дней и дольше;
- количество баллов по шкале Апгар 0-4 за 1 мин. или 0-6 за 5 мин.